НЕТ! — бутылкозаводу в наукограде
 
| Законы | Референдум | Опыт других | Переписка с Администрацией и Советом | Публикации

Председатель комитета по экологии МОД В.Дупак. Экологическая ситуация вызывает раздвоение личности?

http://www.ecomo.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=185

Недавно Московская областная Дума утвердила отчет о реализации областной целевой программы «Экология Подмосковья на 2005-2006 годы». Однако не этот факт послужил поводом для моего обращения в СМИ. Прочитав непосредственно сам отчет, а затем услышав устные заявления г-на Дупака, я испытал чувство глубочайшего недоумения. Бурю гнева у меня вызвали слова: «Из года в год экологическая обстановка в Московской области становится лучше».

 

Причем, если бы они звучали из уст министра экологии Аллы Качан, это было бы не так досадно. (Досужие разговоры о том, что она за пять лет работы так и не поняла различия между заказником и заповедником, давно стали притчей во языцех.) Однако процитированные выше слова произнес председатель комитета по аграрной политике, землепользованию, природным ресурсам и экологии Московской областной Думы Василий Дупак. Тот самый, который написал в своем докладе "Современные проблемы устойчивого развития региона (на примере Московской области)" буквально следующее:

Состояние дел в сфере экологии и природопользования угрожает национальной безопасности.

При реализации природоохранных программ главным является не освоение выделенных средств, а получение конкретного результата: ввод в действие природоохранного объекта, решение конкретной задачи, достижение природоохранного эффекта.

Надо признать, что за весь период (с 1999 года) принятия и реализации программ Московской области в сфере охраны окружающей среды не удалось добиться соблюдения изложенных требований.

По официальным данным, состояние окружающей среды Московской области оценивается как стабильное. Но если вникнуть в эту проблему, то становится ясно, что такая стабильность означает ползучее ухудшение экологической обстановки без заметных всплесков по ее ухудшению и заметных действий по ее улучшению.

Можно предполагать, что при расширении  сети наблюдательных станций сверхнормативное загрязнение воздуха может быть выявлено и в других городах и населенных пунктах Московской области, насыщенных производственными объектами и расположенными вдоль автотранспортных магистралей.

763 очистных сооружения (95%) работают в неудовлетворительном режиме, через них проходят 1974,4 тыс. кубических метров в сутки (93% стоков). В целом по Московской области проблема очистки сточных вод и поверхностных стоков не решена.

Качество воды в водоемах, используемых для рекреационных целей, ухудшается из-за отсутствия на многих очистных сооружениях системы обеззараживания сточных вод и захламления прибрежной полосы, в том числе самими отдыхающими.

 Перманентно происходит уменьшение площади сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда. При этом увеличиваются земли населенных пунктов, промышленности, транспорта, земли запаса.

Невнятность региональной государственной природоохранной политики предопределяет проблемы ее правового, организационного, экономического, научно-технического, образовательно-просветительского обеспечения.

Нельзя сказать, что органы государственной власти Московской области не обеспокоены сложившейся экологической ситуацией. Отмечая, что природа находится на грани утраты способности к самовосстановлению, Губернатор Московской области Б.В. Громов определил необходимость преодоления экологического нигилизма, предотвращения экологических правонарушений и поставил перед органами власти и управления задачу – принять действенные меры для улучшения качества окружающей среды, как условия жизни населения Подмосковья, с привлечением всех секторов общества и использования инвестиционных возможностей. Однако механизм решения поставленной задачи пробуксовывает  по целому ряду объективных и субъективных причин. Одна из основных – это отсутствие стратегии и тактики природоохранной деятельности, основанной на анализе экологической, экономической и социальной ситуации, выделении приоритетных направлений, программного обеспечения природоохранной деятельности на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, предусматривающего решение конкретных задач и достижение конкретных результатов, ориентированного на достижение установленной цели, поддержанной широкой общественностью.

 За последний период наблюдается устойчивая тенденция сокращения площадей земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда и, соответственно, увеличения земель населенных пунктов, промышленности, транспорта и др., земель запаса. Без изменений остаются площади земель особо охраняемых территорий и водного фонда.

В связи с отсутствием внятной земельной политики, должной  являться идеологической основой генерального плана социально-экономического развития Московской области, генеральных планов развития муниципальных образований, отсутствием согласованной градостроительной концепции развития города Москвы и населенных пунктов Московской области, главным образом прилегающих к городу Москве, де-факто происходит во многом спонтанное без должного учета экологических и социальных интересов населения изменение структуры землепользования Московской области из соображений целесообразности реализации возникающих инвестиционных проектов, удовлетворения зачастую спекулятивных интересов коммерческих структур и высоко обеспеченных слоев общества. Положение усугубляется отсутствием у федеральных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления Московской области, участвующих в регулировании земельных отношений на территории Московской области, какой-либо целостной системы представлений и мер по улучшению экологических условий и рациональному использованию земельных ресурсов на территории Московской области, направленной на увеличение особо охраняемых природных территорий, восстановление лесопаркового защитного пояса вокруг города Москвы, организацию лесопарковых защитных поясов вокруг селитебных территорий городов Московской области, предотвращение незаконных вырубки лесов, застройки водоохранных зон и бечевника, изъятия земель под жилую, промышленную и другую застройку.

Следует отметить, что в современном законодательстве трансформирована ранее действовавшая норма, допускавшая изъятие земель, занятых лесами первой группы, только в определенном перечне исключительных случаев. Образовавшаяся в законодательстве брешь способствует злоупотреблениям.

Серьезную опасность для окружающей среды и здоровья населения представляет большая группа других, образующихся в Московской области отходов, о которых отсутствует упоминание в официальных документах.

Значительное количество промышленных и сельскохозяйственных отходов накоплено и хранится на территориях производственных организаций. Сведения об условиях хранения отходов, о мероприятиях по их обезвреживанию, переработке и использованию фрагментарны.

До настоящего времени в Московской области отсутствует достоверная и объективная информация по обращению с отходами: по видам отходов, объемам образования, накопления, движения, потребности и возможности использования отходов в качестве вторичного сырья в Московском регионе и за его пределами.

Нагрузка на территорию Московской области по удельному показателю объема захоронения отходов является одной из самых высоких в России. Происходит деградация природных комплексов, снижаются рекреационный потенциал Московской области и уровень комфортности проживания населения.

 Положение дел в сфере обращения с отходами в Московском регионе требует  безотлагательных совместных действий органов государственной власти Московской области, города Москвы, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

Как показывает опыт предшествующего периода, разрозненные, спонтанные действия, аварийное латание дыр не приносят сколько-нибудь значимого эффекта.

Из числа субъективных причин, характерных для Московской области, следует выделить бездействие органов власти и управления, для которых очистка территории Московской области от опасных отходов и создание индустрии их переработки, как видно по делам, не относится к категории приоритетных задач. Принятые совсем недавно вполне рациональные программы Правительства Московской области, определяющие систему мероприятий в сфере обращения с транспортными отходами, не реализуются должным образом. 

Даже составители ежегодных государственных докладов о состоянии окружающей среды на федеральном и региональном уровнях вынуждены признать факт недостоверности и необъективности представленных материалов исходной информации из-за низкой эффективности государственного экологического контроля, слабой организации государственного экологического мониторинга, невостребованности материалов производственного мониторинга и др. Как известно, недостоверная  и необъективная информация не позволяет принять оптимальные управленческие решения.

 

Из этих объемных, но вполне отражающих действительность цитат, можно сделать вывод: Василий Дупак – человек честный, порядочный, реально отобразивший в докладе истинное положение дел с экологической ситуацией в Подмосковье. Другими словами, кризис уже наступил, и причины его хорошо известны официальным лицам, одним из каковых и является автор процитированного документа. Замечу, именно документа, а не частного разговора на кухне или невменяемого бреда подвыпившего шизофреника. Так и хочется сказать спасибо этому человеку, проявившему гражданское мужество!

Но желание благодарить у меня тут же исчезло, когда тот же Василий Дупак вдруг с такой же убежденностью в своей правоте заявляет, что «из года в год экологическая обстановка в Московской области становится лучше». Или это совсем другой Дупак? Хотя должность вроде совпадает. Что же заставило высокопоставленного эколога поменять свою позицию? Видимо, второе «я» председателя комитета по экологии вступило в противоречие с первым, вызвав борьбу его совести с некими темными силами, что привело к раздвоению личности автора столь противоречивых высказываний. Обретут ли имена эти темные силы? Похоже, разобраться в этом вопросе могут только психологи или правоохранительные органы.

 

Об очевидных фактах умолчать невозможно, а именно экологический кризис в Подмосковье очевиден и несомненен. Поэтому экологические разделы присутствуют в программах почти всех партий, однако степень проработанности и глубина программных заявлений оставляют желать лучшего.  Кстати, в списке «Единой России» председатель комитета по экологии Дупак занимал 27 место. Казалось бы, можно было надеяться, что программа этой партии будет качественна и грамотна, или хотя бы последовательна. Однако на деле это оказалось не так. Вот что заявляют в своей программе подмосковные «единороссы»: «Площадь особо охраняемых природных территорий (заповедников) постоянно увеличивается». А ведь именно Дупак должен лучше всех знать, что заповедник в МО всего один – Приокско-Террасный, площади ООПТ не увеличивались, а последнее ООПТ регионального значения было создано 10 лет назад! Впрочем, он сам об этом пишет в упоминавшемся докладе: «Без изменений остаются площади земель особо охраняемых территорий и водного фонда». Как говорил баснописец Крылов: «в товарищах согласья нет». Или коллеги по партии излагают свою позицию, не затрудняясь узнать мнение единомышленников? Да и их ли это мнение? И кто для Дупака доклад писал? Впрочем, понятно, что чиновник такого ранга – человек занятой, сам везде не поспеет, может, и поручил кому-то информацию собрать, обобщить и изложить. Неплохо было бы тогда хоть прочитать, что в итоге получилось. А получился полный конфуз.

Собственно, не в первый раз. Разные СМИ пестрят высказываниями Дупака, которые он дает, как черт на душу положит. Вот еще один перл «ответственного» эколога:

«Если бы во всех регионах велась такая же работа, как сегодня ведется в Подмосковье, то экологическая обстановка у нас была бы лучше. Мы зависим непосредственно от Москвы, от соседних областей».

Про зависимость все понятно, и возразить нечего. Через подмосковный регион идут водные артерии и транспортные потоки, которые воздействуют на экологическую обстановку. Воздушные массы административных границ также не признают. А вот с природоохранной деятельностью все так же мутно, как с самой экологией. Вперемежку со славословиями в адрес каких-то работников по улучшению экологии в регионе Василий Дупак с той же уверенностью заявляет, что ведется недостаточная работа в вопросах лесопользования, есть также проблемы со сбором, размещением и перезахоронением твердых бытовых отходов. Кроме того, по словам депутата, в Московской области разрушена система лесхозов, леспромхозов и лесопитомников:

«Эти вопросы стоят у нас ежедневно на повестке дня, но они находятся в ведении федеральной власти. Мы выходили с предложениями к Агентству лесного хозяйства с просьбой передать нам некоторые полномочия, они нам были предоставлены, но финансов на ведение работ у нас нет».

Получается как у Черномырдина: «дальше хуже лучше некуда»… Осталось только определиться – что такое хорошо, и что такое плохо.

Заодно и проверить на соответствие занимаемой должности некоторых чиновников, которые не могут выбрать твердую линию поведения, или хотя бы выработать устойчивое мнение по столь важному для всех жителей вопросу, как экология. Иначе она так и будет «улучшаться из года в год» при полном ухудшении по всем позициям.

 

С уважением, житель Подмосковья Иван Иванов.

 

Апрель 2007 года

В начало документа назад ...
| Законы | Референдум | Опыт других | Переписка с Администрацией и Советом | Публикации
  Замечания и пожелания присылайте по адресу:   netSteklozavodu@yandex.ru